Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим.
Преподобный Ефрем Сирин
Привет друзья! У Православного приюта теперь есть свой сайт www.priutkam.ru.

Село Колчедан. Свято-Покровский женский монастырь

Колчедан – село Колчеданское Камышловского уезда Пермской губернии (ныне село Колчедан Каменского района Свердловской области). Названо в честь соответствующего семейства минералов — железный колчедан или пирит, который добывался 200 — 300 лет назад в окрестностях реки Колчеданки для производства серы. И. И. Лепехин писал в 1770 г. о Колчеданской слободе: «Как наименование речки, так и слободы весьма сходно с самим делом: ибо по падям Колчеданки валяется минерал того же названия, который на берегу реки Исети показывается …».

Колчеданский острог был основан атаманом Белошейкиным в 1650 году при впадении реки Колчеданка в Исеть для защиты от нападений башкир. Впоследствии он был переименован в Колчеданскую слободу, затем в село Колчедан (Колчеданское). К слову сказать, вслед за Колчеданским, в 1659 году атаман Белошейкин основал Катайский острог. В 1660 году возник острог Мехонский, в 1668 — Терсюцкий и Шадринский, в 1669 — Бешкильский, в 1671 — Арамильский и Средне-Миасский, в 1679 — Чумляцкий, в 1682 — Белоярский, в 1685 — Верхнее-Миасский, в 1687 — Бродо-Калмацкий, в 1688 -Багаряцкий и Новопещанский.

Именно в эти городки хлынули беглые крестьяне из центра России. На Урале их всех заверстали в казаки. Также сюда устремляются вольные ватаги с Волги, Дона и Днепра. Таким образом, возникла новая опорная Исетская Линия против кочевников, разорявших русские поселения. Край по Исети до Тобола покрылся сетью передовых форпостов.

История монастырской общины в селе начинается с 1850 года, когда по инициативе Татьяны Титовой была создана женская община. Сестры жили по монашескому уставу, молились, пели на клиросе приходского храма во имя Сретения Господня, занимались рукоделием и сельским хозяйством, обучали грамоте девочек в училище, находившемся на территории общины. В первые годы существования в общине состояло около 2 десятков сестёр, но постепенно община увеличивалась. Приходили новые сестры, выбиравшие тесный монашеский путь ко спасению. Приобретались земли для нужд общины. Были и жертвователи: крестьянская вдова Анна Дурносова передала монахиням свою землю безвозмездно с условием, что дом её будет перенесён стараниями общины на новое место. В 1877 году в колчеданской общине было завершено строительство каменного храма. Освящение главного придела во имя Покрова Божией Матери состоялось 18 декабря 1877 года. Два других придела — во имя Апостола Иоанна Богослова и Праведного Симеона Верхотурского — были освящены в 1893 и 1895 годах.

В начале XX столетия в истории общины произошло знаменательное событие. 18 октября (ст.ст.; нов.ст.— 31 октября) 1901 года Указом Святейшего Правительствующего Синода Колчеданская Покровская женская община была преобразована в женский монастырь. Монахиню Мегетию, старшую в Покровской общине, назначили настоятельницей, а 14 ноября епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней возвёл её в сан игумении.

Насельницы занимались ткачеством, переплётом книг, иконописью, златошвейным и белошвейным ремеслом. Искусной в шитье золотыми нитями была первая игумения Мегетия. По воспоминаниям старожилов Колчедана, монастырь имел табун лошадей. А за монастырской оградой благоухали яблоневым ароматом сады, куда тайком лазила полакомиться колчеданская детвора — ныне седовласые жители уральского села.

Долгое время в Колчедане самыми грамотными людьми были священники приходской церкви и монахини Колчеданского женского монастыря. В первой половине XIX века правительство Николая I решило открыть церковно-приходские школы, школы для «кухарных детей». Так, в 1845 году в селе Колчедан была открыта 3-х классовая церковно-приходская школа. Настоятелем школы стал священник отец Михаил, который и преподавал наравне с арифметикой и грамматикой Закон Божий. Для школы было построено специальное здание на высоком берегу реки Исеть, рядом с церковью. На фотографии Прокудина-Горского на заднем плане оно заметно.

В 1861 году при Колчеданском женском монастыре было открыто женское училище, в котором обучалось 54 девочки от 7 до 15 лет. Училище находилось в тесном доме, который принадлежал местной женской общине. Учительницей у девочек была Екатерина Дмитриевна Кузовникова, а попечительницей стала игуменья монастыря мать Кристкентия.

В 1864 году Александр II проводит земскую реформу. Образовались земства – органы местного самоуправления, в функции которых входило и руководство народным образованием. Таким образом, школа передана земству на содержание и переведена из разряда церковно-приходской в разряд мужского училища, в котором в 1871 году занималось 68 человек.В Колчеданском училище в этот время работал один учитель – Павел Павлович, окончивший курсы пермской семинарии. В 1875 году по результатам осмотра училища господами членами училищного совета Камышловского уезда, Колчеданское мужское училище по своим успехам было признано лучшим. В этот период здесь работал семинарист Михаил Смородинов, а помощницей у него была Анна Глушкова и обучалось 45 мальчиков и 17 девочек.

Через 10 лет, в 1885 году, в Колчеданском мужском училище обучалось уже 96 мальчиков от 7 до 14 лет. Училище помещалось в наёмном доме. Личный состав училища:Попечитель – зажиточный крестьянин Степан Михайлович Бревенников; Законоучитель – священник Фёдор Оранский;Учитель – Михаил Смородинов, окончивший в 1880 году уездное Камышловское училище; Помощниками были выпускницы Камышловской женской гимназии Анна Рыжкова и Феоктиста Фёдорова. В 1885 году успешно закончили училище 8 учеников.

В 1895 году в Колчедане открывается начальное реальное училище, для которого в 1898 году было построено специальное двухэтажное здание из красного кирпича.В реальном училище количество учащихся увеличилось значительно. Так в 1905 году там обучалось 134 человека, из которых 132 мальчика и лишь 2 девочки. Работал один учитель и два помощника. Имелось книг для учителей – 54, для учащихся – 178, парт – 25, классных досок – 4, классные счеты – 1, шкафы – 1, столы – 1, несколько учебно-наглядных пособий. В 1909 году в Колчеданском реальном училище обучалось 108 человек: мальчиков – 106, девочек – 2.° C начала XX века до 20-х годов в Колчеданском училище работал Иван Яковлевич Стяжкин, который начал свою учительскую деятельность в 1896 году.

После 1917 года в нашем селе, как и всюду по стране, шла большая работа по ликвидации безграмотности. Были созданы курсы – ликбезы, на которых обучались грамоте дети и взрослые от 7 до 50 лет. Местами для учёбы были и школа, и клуб, и изба-читальня. В 1924 году на базе закрытого женского монастыря была создана детская трудовая коммуна (ДТК). В 1929 году инспектор Бернадский, посетив её в составе комиссии, решил переименовать ДТК в детский дом. В 30-е годы XX века в Колчедане была начальная 4-х классная школа. Педагогический коллектив состоял из 10 человек.

В 1914 году напротив монастырских построек был поставлен представительный одноэтажный дворец из красного кирпича. В советское время использовался как дом культуры и кинотеатр на 200 мест.

После революции 1917 года начались гонения. Священник Стефан Васильевич Луканин, служивший в монастырском храме, а затем ставший настоятелем Сретенской церкви Колчедана, был зверски убит на станции Синара в 1918 году. Вместе с ним погибли диакон Нестор Гудзовский и псаломщик Георгий Бегма. Они были похоронены в ограде приходской Сретенской церкви. Ныне все трое прославлены в лике Новомучеников.

Покровский монастырский храм некоторое время после закрытия монастыря числился приходским. Закрыт он был, предположительно, в конце 1920-х годов. В здании дома Божия был магазин, затем столовая. В 2004 году по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в Колчедане создано сестричество — как подворье Преображенского монастыря г. Каменска-Уральского. Сестры, которых пока лишь четверо, во главе с монахиней Магдалиной (Прожериной), с трудом восстанавливают монастырь из руин. Уже отремонтирован сестринский корпус, возводится ограда. Налаживается хозяйство: сестры трудятся на огороде, ухаживают за козами… На богослужение монахини ходят в Сретенский храм — от монастырского трёхпрестольного ничего не осталось, на его месте теперь интернат для трудновоспитуемых детей. Сестры молятся о том, чтобы в монастыре их была хотя бы небольшая церковь, чтобы над обителью Матери Божией сиял православный крест.

Ныне село практически является поселком городского типа. В поселке имеется сельское предприятие (в советские времена был Колчеданский совхоз) и крупный завод по производству железобетонных плит по технологии «предварительно напряжённого железобетона». Первым директором совхоза был рабочий 25 тысячник — Хандурин. Немного южнее села (1 — 1.5 км) находится выработанное Соколовское месторождение бокситов. Во время Великой Отечественной войны местрождение на 50 — 70% обеспечивало производство алюминия для военных самолетов СССР на базе Уральского алюминиевого завода в соседнем городе Каменск-Уральский. На месте карьера (диаметр внешнего контура 1 — 1.5 км) образовался глубокий водоем с прозрачной водой, который теперь называется озеро Хасан.

Фотографии монастыря:

источник