С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на наше сердце как бы камень ложится.
Преподобный Серафим Саровский
Привет друзья! У Православного приюта теперь есть свой сайт www.priutkam.ru.

Храмы Каменского района

Село Колчедан. Свято-Покровский женский монастырь

Колчедан – село Колчеданское Камышловского уезда Пермской губернии (ныне село Колчедан Каменского района Свердловской области). Названо в честь соответствующего семейства минералов — железный колчедан или пирит, который добывался 200 — 300 лет назад в окрестностях реки Колчеданки для производства серы. И. И. Лепехин писал в 1770 г. о Колчеданской слободе: «Как наименование речки, так и слободы весьма сходно с самим делом: ибо по падям Колчеданки валяется минерал того же названия, который на берегу реки Исети показывается …».

Колчеданский острог был основан атаманом Белошейкиным в 1650 году при впадении реки Колчеданка в Исеть для защиты от нападений башкир. Впоследствии он был переименован в Колчеданскую слободу, затем в село Колчедан (Колчеданское). К слову сказать, вслед за Колчеданским, в 1659 году атаман Белошейкин основал Катайский острог. В 1660 году возник острог Мехонский, в 1668 — Терсюцкий и Шадринский, в 1669 — Бешкильский, в 1671 — Арамильский и Средне-Миасский, в 1679 — Чумляцкий, в 1682 — Белоярский, в 1685 — Верхнее-Миасский, в 1687 — Бродо-Калмацкий, в 1688 -Багаряцкий и Новопещанский.

Читать полностью

 

Село Щербаково. Храм во имя святителя Николая Мирликийского.

На месте села Щербаково в 1602 году находился аул башкира Щербаки с 30 юртами, куда около 1630 года подселились русские семьи и назвали деревню Щербаковой.
В 1700 году был создан приход. В 1705 году начато строитель­ство первого деревянного храма, который был освя­щен в 1707-м.
В 1818 году заложили каменный храм, но «по худой доброте кир­пича и недобросовестному отношению к кладке под­рядчика» постройка была запрещена и вновь разре­шена лишь в 1833 году. Храм был построен за 11 лет, в 1844 году, а старое деревян­ное здание продано в с. Тыгиш два года спустя. В 1845 году построенную церковь освятили во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Храм закрыли в 1937 году. Современное состояние: полуразрушен.

Поздняков Неофит Афанасьевич, 52 года (1885 г.р.), священник церкви с. Щербаково Каменского района. Приговорен 15 февраля 1937 года к пяти годам лагерей.

Читать полностью

 

Село Черемхово. Храм во имя Вознесения Господня.

Село Черемхово (бывшее Савино) расположено по обоим бе-регам реки Каменки. Свое название село получило по имени перво-поселенцев братьев Савиных и Саввы Черемхова. Около 1694 года землепашцы Невьянской слободы Семен и Алексей Савины с детьми и «казанские переведенцы», что жили в Невьянской слободе 70 лет, основали деревню Савину.
До 1754 года деревня Савина входила в приход Каменского завода.
Первое деревянное здание храма начали строить в 1752 году, его закончили и освятили в 1754-м. Сто лет спустя здание продали в село Зотинское. Тогда же, в 1854 году, был освящен новый ка­менный храм, строивший­ся 20 лет1834 г.). Главный храм освятили в честь Вознесения Господня. В 1857 году в грозу молния повредила шести­ярусный иконостас. Храм ремонтировали в 1862-м, 1898-м и 1900-м годах. В 1874 году снес­ли колокольню и вместо нее поставили придел с новой колокольней. Этот придел во имя великомученика Георгия Победоносца освящен в 1877 году. В 1880-90-х годах в селе служил священник Удинцев, жена которого была родной теткой (по отцу) Д. Н. Мамина-Сибиряка. Певец Урала неоднократно посещал это село.

Читать полностью

 

Село Троицкое. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Еще в первой полови­не XVII ве-ка появилось село Клевакинское, где в 1644 году, когда Далмат вырыл себе землянку, уже имелась церковь, по-ви­димому, первая на огром­ном пространстве. Вто­рой по времени храм на Исети, у озера Карасье­го, поставила около 1680 го-да группа крестьян из-под Кунгура во главе со священником Петром Ни­кифоровым Захарцевым. Так было основано село Карасий Исток (или Исток), ныне – Троицкое.
Первый деревянный храм, простоявший 105 лет, сгорел в 1787 году. Второй храм, построенный в 1790 году, тоже был деревянным и тоже погиб от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами.
В 1801 году было зало­жено каменное здание храма. Придел во имя преподобного Савватия Соловецкого освящен 19 марта 1808 года протоиереем Екатеринбургского собора Феодором Карпинским (крупнейшим библиофилом тех лет). Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был освящен 14 июля 1823 года.
Около 1850 года колокольня от образовавшихся в своде трапезной части церкви трещин начала отходить от основного здания и возникла угроза ее обрушения. Ввиду этого колокольня и трапезная часть храма были разобраны до основания и выстроены по новому плану, вследствие чего был устроен еще один придел, который освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» 12 декабря 1854 года.

Читать полностью

 

Село Травянское. Храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Село Травянское первоначаль-но располагалось на правом берегу Исети, где и нанесено на карте А. Кичигина (1734 г.). Затем ее жители переселились на 6 км севернее и обосновались вблизи озера, порос-шего травою, отчего село названо Травянским.
Приход был открыт в 1750 году. Пер­вый деревянный храм был заложен в 1751 году, а освящен в 1753-м. Это зда­ние простояло 95 лет пока его не продали в 1848 году в с. Волково. В Травянский приход входили деревни Большая Грязнуха (Карпушина), Монастырка, Луга (Костылева или Одина), Суворы.
В 1832 году был заложен второй, уже каменный храм. Левый придел в честь Богоявления Господня освящен в 1837 году. Главный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящен в 1845-м. Правый придел во имя праведного Прокопия Устюжского освящен в 1848 году.
Церковь закрыли в 1936 году. Современное состояние: полуразрушена.

Ребрин Викторин Львович, 49 лет (1888 г.р.), священник церкви с. Травянского Каменского района. Приговорен 4 ноября 1937 года к расстрелу. Священномученик Александр Попов. 8 июля 1918 года в селе Травянском Камышловского уезда убит красноармейцами священник Александр Иванович Попов. Был похоронен вместе с девятью убитыми прихожанами в братской могиле. Причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002 года.

Читать полностью

 

Село Сосновское. Храм во имя Рождества Христова.

Село Сосновское расположено на берегу озера Соснового. Вокруг хвойный бор. В летописи соснов-ского учителя Тимофея Дубровина документально подтверждено, что с. Сосновское Камышевской волос-ти возникло в 1750 году, когда жители Камышевской слободы Соломеин, Чернышев и их товарищи построили здесь 5 домов.
Деревня Сосновка входила в Маминский приход, но была своя часовня. Первый деревянный храм строился с 1861 по 1864 годы. Освятили церковь в честь Рождества Христова в 1864 году. В эти годы вокруг села вовсю бушевали пожары – горели сосновые боры. На следующий год случился пожар и в церкви, но зда­ние спасли, обновили, а в 1866 году храм вновь освятили.
Каменное здание церкви появилось уже в начале XX века (предположительно 1915–16 гг.). Храм закрыли в 1939 году.

Читать полностью

 

Село Смолинское. Храм во имя пророка Божия Илии.

Село Смолинское возникло после 1734 года. Деревня Смолина сначала вхо-дила в Арамильский приход, затем, до 1765 года, в Покровский. Видимо в этом же году смолинцами принимается решение о постройке собственного храма. Известно, что 5 июля 1770 года протоиерей Феодор Кочнев, приехавший из Екатеринбурга, освятил первый храм села, который был деревянным.
В 1822 году церковь сильно пострада-ла от пожара. После ремонта ее вновь освятили. В следующем, 1823-м, была получена грамота на заложение нового каменного здания храма. Когда фактически был заложен и окончено строительство этого храма – точно неизвестно. Однако левый (северный) придел был освящен ранее главного храма, а именно в районе 1838 года. Придел освятили во имя великомученика Димитрия Солунского. По грамоте преосвященного Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года местный священник Матфий Попов освятил главный храм во имя пророка Илии. Позднее был пристроен правый (южный) придел, который освятили в 1857 году в честь Воздвижения Креста Господня.
Храм неоднократно подновлялся и благоукрашался. Так, например, в 1887-93-х годах был обновлен иконостас в главном храме, а также расписаны его стены. В 1895 году храм был оштукатурен и выбелен.

Читать полностью

 

Деревня Походилова. Храм во имя благоверного великого князя Александра Невского.

Деревня Походилова возникла на речке Сосновке, правом притоке Исети. Основал ее в 1711 году некто Степанов, затем тут же поселились его брат и мать. Походилова входила в состав Маминской волости. По легенде известно, что название деревне дано за то, что она была далеко от других поселений, к тому же располагалась в глухом бору. Говорили: «Походи, брат, походи, найдешь Походилову». Походиловцы до постройки собственной церкви были прихожанами храма села Троицкого.
Про Походиловский храм известно немногое. Это обусловлено небольшой историей прихода. Храм был освящен во имя благоверного великого князя Александра Невского в 1907 году. Был он однопрестольным и каменным.
Закрыт в 1930-е годы. Современное состояние: полуразрушен.
В Походиловой была Николаевская деревянная часовня, которую снесли в годы богоборчества.

Читать полностью

 

Село Потаскуево. Храм во имя Рождества Христова.

Деревня Потаскуева (бывшее село Синарское) впервые упоми-нается в документе 1734 года. Расположена на реке Синаре.
С 1860 по 1917 год именовалась селом Синарским. По преданию, деревню основали «гулящие люди» Потаскуйко и Симонов. Потом к ним подселилась семья башкира, при-нявшего фамилию Новокрещенов.
Антиминс устро­ен 7 июня 1860 года. В этом же году была заложена каменная церковь. Построенный храм освящен 12 января 1881 года в честь Рождества Христова. Церковь имела придел во имя равноапостольных Константина и Елены.
Храм закрыли в 1930-е годы. В здании церкви размещались хозяйственные службы. Современное состояние: полуразрушена.

Читать полностью

 

Село Окулово. Храм во имя Преображения Господня.

Село Окулово (начальное — Карагайская крепость) расположено на реке Синаре.
Окуловская крепость основана в последнее десятилетие XVII века на месте Карагайской крепости башкир. Получила свое название по имени первопоселенца Окулко. «Окул» в переводе с греческого («вукол») – бычий пастух; «карагай» – сосна (с башкирского). Сын Окулки построил себе дом на другом берегу Синары в густом лесу, за что прозван «медведем», отчего пошла фамилия Медведевских.
7 июля 1738 года под Окуловой был большой бой между башкирами и русскими. Башкир было несколько тысяч, но русская регулярная часть разбила их.
Про Окуловский храм известно немного. Он был построен в 1902 году. Освящен в честь Преображения Господня. Закрыт в 1930-е годы. В каменном здании церкви располагался клуб. Современное состояние: полуразрушена.

Читать полностью

 

Село Исетское. Храм во имя святителя Николая Мирликийского.

Село Темновское (ныне с. Исетское) основано примерно в 1645 году на левом берегу Исети в сосновом бору. Название село получило, как считает церковная летопись, от густого темного леса, среди которого оно расположилось.
При­ход был образован в 1845 году к моменту завершения строи-тельства правого придела деревян-ного храма. 6 декабря 1845 года он был освящен во имя пророка Илии. Главный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, освящен 13 марта 1852 года.
Немногое известно о современном каменном храме. Его проектирование и строительство было осуществлено в 1904-17-х годах.
Церковь закрыли в 1930-е годы. Современное состояние: полуразрушена.
Мокроусов Александр Ильич, священник церкви с. Темновского Екатеринбургского уезда. Расстрелян 12 июня (по ст. стилю) 1918 года в этом селе. Известны некоторые обстоятельства его смерти. Отец Александр был избит отрядом вооруженных людей, подвергнут издевательствам и глумлению. Палачи отдали ему приказ бежать и расстреляли из винтовок.

Читать полностью

 

Большегрязнушинское село. Храм во имя Преображения Господня.

Село Большая Грязнуха (бывшее Карпушинское) распо-ложено на речке Грязнушке, текущей далее через Боевку и Новоисетское (Малая Грязнуха) и впадающей в Исеть. Время воз-никновения деревни определяется между 1735 и 1750 годами. Свое название получила по имени первопоселенца Карпушина.
Деревня с 1750 года входила в Травянский приход. В 1903 году здесь заложили каменный храм, возведение которого закончилось в 1907 году. Храм освящен в честь Преображения Господня.
В 1915 году Преображенская церковь была приписана к Травянскому приходу.
Церковь закрыли в 1938 году. До последнего времени в здании размещались мастерские и гараж. Современное состояние: полуразрушена.
На кладбище была деревянная часовня, которую снесли в годы богоборчества.
Кузовников Африкан Александрович, 48 лет (1889 г.р.), священник церкви с. Большая Грязнуха Каменского района. Приговорен 4 ноября 1937 года к расстрелу.

Читать полностью

 

Рыбниковское село. Храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Рыбниково впервые упомянуто в документе 1682 года. По преданию село получило свое название от фамилии одного крестьянина, поселившегося на берегу озера Сунгуль, где до этого и после долгое время кочевали татары. Деревня Рыбникова сначала входила в Колчеданский приход, потом в Щербаковский и, наконец, в Шаблишский. В 1816 году рыбниковцы начали строить свой храм (сразу каменный) и с 1820 года стали селом, создав приход. Первым был освящен левый (северный) придел. Произошло это событие в 1823 году, придел освятили во имя Архангела Михаила. Главный храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы был освящен в 1839 году. Позднее пристроили правый (южный) придел, который освятили в 1900 году во имя святителя Иоанна Златоуста, патриарха Константинопольского.В 1864 году храм был обнесен каменною с железными решетками оградою.Церковь закрыли в 1940 году. Современное состояние: полуразрушена. Старцев Василий Дмитриевич, 60 лет (1877 г.р.), протоиерей церкви с. Рыбниково Каменского района и благочинный церквей Каменского округа. Приговорен 27 октября 1937 года к расстрелу.

Читать далее