Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками.
Святитель Иоанн Златоуст
Привет друзья! У Православного приюта теперь есть свой сайт www.priutkam.ru.

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий Собор«Начало Каменского прихода относится к 1700 г. (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 г., в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 г. (Первую продукцию Каменский завод выдал в этом же году). Перестроенный в 1770 г., второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 г.». Но так как «этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма — большого во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой — Артемия Верхольскаго. В 1805 г. были освящены придельные храмы. В 1813 г.— храм Живоначальной Троицы. В 1828 г. приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии.

А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны — в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной — во имя Святой великомученицы Параскевы». Таким образом, «ныне существующий храм — восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые». Храм был обнесен каменной оградой с ажурными чугунными решетками, изготовленными на Каменском заводе.
Из многочисленных архивных материалов выясняется, что разрешение на возведение каменной церкви взамен деревянной, сгоревшей в 1768 г., было дано в 1790 г. В 1792 г. состоялась ее закладка, но в 1803 г. вчерне законченная церковь обрушилась. О ее первоначальном облике можно судить по чертежу тех лет.
После многочисленных прошений строительство церкви было возобновлено уже по новому проекту, а в 1813 г. состоялось освящение храма. Через несколько лет появилась угроза разрушения новой колокольни. Было решено ее разобрать и новую колокольню возвести на новом фундаменте, а заодно произвести реконструкцию всей церкви, ставшей к этому времени тесной.

Реконструкция Свято-Троицкой церкви М. П. Малаховым

За создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М. П. Малахов. Его талант и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 г. Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском. В 1828 г. в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь «совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена».
Внешний вид храма хорошо виден на фотографиях конца ХIХ в. По воспоминаниям нынешних стариков, которые бывали в церкви еще детьми, с южной стороны («со стороны Большой Московской улицы») у церкви были небольшие ворота, около которых стоял чугунный памятник. А с западной — большие ворота с двумя маленькими калитками по краям. Здесь же находились два монумента: один четырехметровый, мраморный, с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, а второй — чугунный бюст императору Александру — освободителю от крепостного права.

«Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России».

Фотографии Свято-Троицкого собора